ФАС и ЦБ перешли на личности
Федеральная антимонопольная служба совместно с Банком России намерена законодательно урегулировать порядок уведомления клиентов банков об изменении тарифов за обслуживание счетов.
При этом ФАС считает, что необходимо обязать банки оговаривать и сроки, и способ информирования клиентов. В ЦБ согласны с необходимостью узаконить сроки информирования, однако считают, что лично информировать каждого клиента слишком дорого и нецелесообразно.
Вчера на заседании экспертного совета Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подвела предварительные итоги опроса кредитных организаций о порядке информирования клиентов об изменении тарифов за совершение операции по счету. Как уже писал "Ъ" 21 января, ФАС запросила у 100 банков информацию об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Регулятора интересовало, предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов. Также ФАС спрашивала, содержат ли договоры обязательство банков предварительно информировать клиентов об изменении тарифов, в какие сроки и каким способом (индивидуально по почте, на сайте, в офисах банка).
Как показало исследование, 75% из 86 банков, ответивших на вопросы регулятора, записывают во всех договорах право в одностороннем порядке менять размер тарифов за операции по счету. При этом обязательство информировать клиента о вносимых изменениях берет на себя более 80% опрошенных банков, из них 83% сообщают об изменениях тарифов клиентам-юрлицам и индивидуальным предпринимателям, 76% — клиентам-физлицам. 70% банков установили минимальный срок информирования клиента об изменениях — менее 15 дней до момента введения новых тарифов. И лишь три банка из опрошенных информируют своих клиентов об изменениях за 31-45 дней. Большинство банков сообщают об изменениях на сайте или в структурном подразделении, только незначительная их часть рассылают клиентам сообщения по обычной или электронной почте.
Такое положение дел не устраивает ФАС, которая намерена обратиться в Банк России с законодательной инициативой регулирования ситуации. "В правовом плане не урегулированы ни сроки уведомления клиентов, ни порядок уведомления,— отметил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.— Мы намерены выйти с законодательной инициативой к Банку России, чтобы прописать оба этих условия". При этом Андрей Кашеваров предложил указать в договорах порядок личного уведомления каждого клиента.
Проблема информирования банками клиентов об изменении стоимости услуг пока не получила такого развития, как, например, раскрытие полной стоимости кредитов. Пока в этом отношении известно только об одном судебном решении по иску прокуратуры Волгограда к банку "Русский стандарт". Суд, ссылаясь на закон "О защите прав потребителей", обязал банк уведомлять клиентов об изменении тарифов в индивидуальном порядке. Вчера же ФАС решила возбудить дело по факту нарушения ст. 14 закона о защите конкуренции в отношении М2М Прайвет Банка, якобы не уведомившего индивидуального предпринимателя об изменении стоимости ведения счетов, в результате чего предприниматель, по его словам, потерял за два операционных дня 110 тыс. руб.
По мнению члена правления Райффайзенбанка Романа Воробьева, в законодательном закреплении нуждается только минимальный срок уведомления клиента об изменении тарифов. "Лично уведомлять каждого клиента очень дорого и не нужно, банки завалят почтовые ящики клиентов лишней информацией, в итоге выиграет, наверное, только почта",— считает господин Воробьев. С ним согласен зампред правления банка "Авангард" Валерий Торохов, который считает, что рассылка информации каждому клиенту обойдется банкам в миллионы долларов. По подсчетам аналитика ФК "Уралсиб" Леонида Слипченко, "Русскому стандарту" письменное извещение клиентов будет стоить порядка $10 млн. "Имеет смысл закрепить лишь сроки сообщения информации, причем периодичность должна соответствовать периодичности обращения клиента за конкретной услугой",— считает господин Торохов.
Банк России поддержал участников рынка. "Имеет смысл законодательно закрепить срок информирования клиентов, при этом порядок уведомления целесообразно было бы оставить в свободном волеизъявлении сторон,— считает заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Владимир Чистюхин.— Обязательное персональное информирование всех клиентов будет технологически сложным и затратным для банков и может привести к удорожанию услуги для клиентов".