Платежные системы пригрозили банкам штрафами
Еще в сентябре 2007 г. ассоциация Europay предупредила входящие в нее банки (письмо имеется у «Ведомостей»): участились жалобы держателей карт на то, что в «таких торгово-сервисных предприятиях, как автосалоны, турагентства, билетные кассы, страховые компании», предлагают «оплатить услуги по карте не в торговой точке, а в отделении банка или операционной кассе».
При этом в систему поступают данные о выдаче наличных, а с клиентов иногда взимают дополнительные комиссии. Такие схемы нарушают правила компании MasterCard, которая может штрафовать банки и торговые точки на сумму $5000-25 000 и даже отключить точки от системы, говорится в письме. Ассоциация рекомендовала банкам направлять ей информацию о таких нарушениях вплоть до кассовых чеков и выписок по транзакциям. Представители и MasterCard, и Visa подтвердили «Ведомостям», что подобная схема является нарушением их правил. Но проблема до сих пор остается неразрешенной, поэтому ассоциация может вскоре начать реально штрафовать банки, на примете уже четыре нарушителя, рассказал один из банкиров. Названия банков и размер штрафов он не уточнил.
Между тем такая практика, по крайней мере для Москвы, действительно не редкость. Если вы платите картой, но не Московского кредитного банка (МКБ), вам придется заплатить комиссию в 2% от суммы, заявили «Ведомостям», например, в автосалоне «ЛеонАтелье». В ответ на вопрос, почему взимают комиссию, кассир ответила, что в салоне — операционная касса МКБ и все транзакции по картам проходят как снятие наличных, а значит, с держателей карт других банков положено брать комиссию. Договора эквайринга (прием и обслуживание безналичных платежей в торговой точке. — «Ведомости») данный салон с банком не заключал, поэтому клиент фактически пользуется услугой снятия наличных и с него взимаются те самые 2% согласно тарифам банка, подтвердила представитель МКБ Залина Сланова. В другом салоне — Genser на Новоясеневском проспекте — также предупреждают, что оплата картой проходит как снятие наличных и за это в терминале МДМ-банка, обслуживающего салон, придется оставить 3%. В МДМ-банке от комментариев отказались.
Салоны можно понять, их маржа от продаж автомобилей небольшая — 6-8%, расходы на эквайринг съедят ее четверть — это в лучшем случае, поэтому они и изобретают эти схемы приема карт, говорит один из банкиров.
Сейчас государство жестко контролирует обналичивание, приходится изобретать все новые схемы доступа к наличным, а в упомянутых в письме Europay типах торговых точек как раз и работают преимущественно с наличными и это тот самый доступный ресурс, добавляет руководитель одного из банков.
Сейчас комиссия за «рыночное» обналичивание, по словам одного из банкиров, составляет порядка 8-10%. Зампред правления ЦБ Виктор Мельников в декабре называл даже 13-14%. Год назад еще было 6%, а в 2003-2004 гг. — 0,5-2%, напоминает Максим Миронов, исследовавший экономику «однодневок». Интересно, участились жалобы покупателей, что картами особенно трудно расплачиваться в выходные дни, говорит предправления КонфОП Дмитрий Янин. Он объясняет это тем, что в эти дни торговые точки меньше проверяют.
ЦБ и Росфинмониторинг никак не прокомментировали ситуацию.