Кредиты начали тормозить
Рост потребкредитования в России замедляется. Даже предновогодние распродажи вряд ли улучшат показатели. Причина в том, что, сняв сливки с рынка в виде наиболее высокодоходных клиентов, банки вынуждены идти в широкие массы, развивать кредитование в регионах. К тому же банкиров пугает рост просроченной задолженности.
С 2003 года в России наблюдался бум потребительского кредитования: объемы выданных кредитов ежегодно удваивались. Но в этом году стало очевидно, что темпы роста кредитования замедляются: за восемь месяцев 2006 года прирост этого сектора составил всего 21,5% (объем потребкредитования достиг 1433,1 млрд руб.). Правда, пока в эти цифры не входят данные последних месяцев года – известно, что значительные объемы кредитов выдаются именно перед и во время предновогоднего пика продаж. Но, по прогнозам аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», даже при условии высокой предновогодней активности заемщиков прошлогодние результаты по приросту рынка в этом году достигнуты не будут.
Причину сокращения роста кредитования аналитики видят в смене целевой аудитории розничного кредитования. Банкиры, сняв сливки с рынка в виде наиболее высокодоходных клиентов, вынуждены обращаться к более широким слоям населения: привлекать клиентов с более скромными доходами, развивать кредитование в регионах. Новые, более рисковые группы клиентов побуждают банкиров жестче подходить к оценке рисков.
Этому способствует и накопившиеся невозвращенные и просроченные кредиты. По официальным данным ЦБ, на 1 ноября 2006 года уровень просроченной задолженности частных лиц приблизился к 3% от всех выданных кредитов. Но, по оценкам экспертов, реальная статистика в пять-шесть раз превышает официальную.
Причем максимальные риски неплатежей сегодня сосредоточены в группе крупных банков. По оценкам «Эксперт РА», уровень просроченной задолженности у банка «Русский стандарт» составляет около 8,3%, у Хоум кредит энд Финанс банка – на уровне 23,7%, у Росбанка – примерно 2,3%. «Думаю, через два-три года мы вполне можем увидеть кризис платежей у банков, занимающихся потребительским кредитованием. Он необязательно будет глобальным: крупные игроки этого рынка обладают устойчивым финансовым положением», – говорит зампред правления СДМ-банка Владимир Луценко.
Все объясняется тем, что банки, занимаясь рискованными видами кредитования (например, экспресс-кредитованием), компенсируют возможные потери высокой процентной ставкой. Например, в банках, демонстрирующих максимальный уровень просроченной задолженности, эффективная процентная ставка на порядок выше, чем по банковской системе в целом: до 50–60% против 19–25% в среднем по рынку.
Нынешний рост просроченной задолженности эксперты связывают с наступлением сроков платежей по кредитам, выданным в годы кредитного бума, когда в борьбе за наиболее привлекательные потребительские сегменты банки снижали требования к заемщикам, упрощали процедуру их оценки. Теперь банки более придирчиво оценивают заемщика. Именно по этой причине, а не из-за снижения спроса в первом полугодии 2006 года прирост объема кредитования в местах продаж составил всего 11%.
Банки переходят на менее рисковые продукты, позволяющие лучше оценить заемщиков или обеспечить кредит полноценным залогом: кредитные карты, ипотека, автокредиты. Именно эти сегменты рынка банкиры в прошлом году называли приоритетными. Они же стали в последний год ареной жесточайшей конкуренции.
Например, кредитование с помощью пластиковых карт сегодня развивается наиболее динамично, только за первое полугодие 2006 года прирост составил 300%. Но и конкуренция за клиентов велика. По данным Центробанка, выпуском пластиковых карт в России занимаются около 700 банков, но пока более трех четвертей этого рынка занимает банк «Русский стандарт», который еще с 2005 года начал обеспечивать всех своих заемщиков, успешно погасивших потребкредиты, кредитными картами. Весомые доли рынка имеют Хоум кредит энд Финанс банк, Инвестсбербанк, Ситибанк. По прогнозам «Эксперт РА», высокий уровень концентрации на рынке кредитных карт в ближайшие годы сохранится. В конце 2006 года ожидается выход на рынок карточного кредитования Сбербанка, который довольно быстро может занять одну из лидерских позиций.
Это затруднит выход на рынок новых и рост доли существующих менее крупных игроков. «Если говорить о кредитных картах, этот продукт начинает приносить выгоду банку только на больших объемах. Но хотя конкуренция будет только усиливаться, 100 тыс. карт – цифра вполне достижимая для средних банков, которые хотят развивать это направление», – говорит Луценко.
На рынке автокредитования тоже жесткая конкуренция. Здесь сконцентрировано большое количество игроков, а спрос на автокредиты по мере удовлетворения потребностей клиентов сокращается. Автокредитование показывает наименьшие темпы роста на рынке розничных кредитов; по оценкам специалистов, за первое полугодие 2006 года он составил 20-33%.
Главная причина снижения спроса на автокредиты – те, кто еще не купил машину в кредит, имеют много возможностей купить ее без привлечения банка. Для среднего класса покупка автомобиля в кредит становится нежелательной в том числе в связи с необходимостью приобретения полиса КАСКО, цена которого составляет на сегодня примерно 10% стоимости авто. А если машину покупают на вторичном рынке, кредит и страховка обходятся в таком случае довольно дорого, что сокращает спрос. Банки, конкурируя за клиентов, идут на сокращение срока проверки заемщика и пакета необходимых документов, снижают ставки ниже минимального порогового уровня в три четверти размера ставки рефинансирования (11%). Дальнейшими факторами роста, по мнению участников рынка, станут развитие кредитования на подержанные автомобили, где продавцами выступают частные лица, расширение сделок по схеме buy back (когда на стадии выплаты 60–80% стоимости машины заемщик может вернуть ее продавцу), а также дальнейшее упрощение процедуры кредитования.
Упрощать процедуру и снижать требования к первоначальному взносу научились и банки, предоставляющие ипотечные кредиты. Сегодня ипотека – одно их наиболее динамично развивающихся направлений. Только в первом полугодии 2006 года объем кредитования под залог недвижимости удвоился.
Аналитики предрекают этому рынку не менее 200% ежегодного роста на ближайшие несколько лет. Бум ипотечного кредитования объясняется огромным дефицитом жилья. Площадь ежегодной застройки в России составляет около 40 млн кв. м, а потребность населения в жилье оценивается в 1,5 млрд кв. м. Сейчас услуги ипотечного кредитования предоставляют более 200 банков.
Высокая конкуренция определяет наметившуюся тенденцию к увеличению риска, принимаемого на себя банком-кредитором. Кроме сокращения срока предоставления кредита, которое может привести к снижению качества оценки заемщика и залога (недвижимости), некоторые банки дают отсрочку на уплату первоначального взноса, а то и вовсе кредитуют на полную стоимость недвижимости.
Таким образом банки, желающие конкурировать на розничном рынке, вынуждены соблюдать баланс между принятием на себя все больших рисков, упрощая процедуру и снижая требования к заемщикам, и качеством кредитного портфеля, которое играет одну из ведущих ролей при оценке бизнеса банка инвесторами.