Антимонопольная служба проверит стоимость банковских услуг
Обоснованность высоких и низких цен на банковские услуги собирается проверить Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В соответствии с новым законом о защите конкуренции ведомство подготовило и передало на согласование Центрального банка России проекты методик определения необоснованно высоких и необоснованно низких цен на услуги банков, занимающих доминирующее положение на рынке, а также порядок выявления таких игроков.
По оценкам экспертов, под санкции ФАС в первую очередь могут попасть крупные банки с государственным и иностранным участием, которые имеют возможность устанавливать низкие тарифы на свои услуги. Инициатива антимонопольщиков распространяется на ставки по кредитам, депозитам и обменным курсам валют. Если будет выявлено необоснованное завышение или занижение цены, причем неважно, обменный ли это курс валют или ставки по депозитам и кредитам, провинившихся будут наказывать рублем.
Настоящая методика не будет применяться к услугам, рынок предоставления которых существует менее одного года.
Ведомство предлагает считать цену банковских услуг необоснованно высокой или необоснованно низкой, если ее отклонение от средних цен на рынке составит не менее 10 процентов. Выявление необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитной организации будет включать несколько этапов. В частности проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке соответствующей услуги, установление наличия доминирующего положения кредитной организации на исследуемом рынке, выявление сопоставимого рынка услуг, определение цены, установленной на сопоставимом рынке в условиях конкуренции, расчет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, и так далее.
В качестве исходной информации для проведения процедуры выявления необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитной организации могут использоваться различные данные, в том числе: данные государственной статистической отчетности, сведения налоговых и иных государственных органов, органов местного самоуправления, сведения, полученные от Центрального банка РФ, данные независимых экспертов и специалистов и так далее. Кстати, в качестве исходной информации для проведения вышеназванной процедуры могут быть и обращения граждан.
Инициативы ФАС у экспертов рынка как всегда вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, с демпингом крупных банков надо бороться, потому что региональные банки, например, не могут конкурировать на рынке по многим позициям и предоставлять такие же низкие проценты, как крупные банки. С другой стороны, для потребителей это не всегда плюс. Если цена окажется средней у всех, то про льготные кредиты можно будет забыть.
Эксперты также отмечают, что в последнее время ФАС слишком плотно решила заняться банками. А у кредитных организаций, помимо инициатив ФАС, есть еще и Центробанк, который также с периодичностью меняет правила игры. Напомним, что с 1 июля 2007 года ЦБ рекомендовал банкам раскрывать в договоре полную стоимость кредитов для заемщика. А с 12 июня 2008 года банки уже в обязательном порядке будут указывать во всех договорах полную стоимость займов.
Сейчас участники рынка активно обсуждают еще одну инициативу ФАС по регулированию взаимоотношений между банками и страховыми компаниями. Напомним, ФАС считает, что на российском рынке существуют тарифные сговоры между банками и страховщиками. Поэтому ведомство готовит проект постановления об установлении случаев допустимости соглашений и согласования действия кредитных и страховых организаций при предоставлении кредитов физическим лицам. В случае принятия документа правительством будут изменены условия аккредитации страховых компаний.
Одним из основных критериев является минимальный срок работы компании на страховом рынке. Не менее восьми лет необходимо для того, чтобы стать партнером банка. Далее идет показатель убыточности страховщика, который должен находиться в диапазоне 20-60 процентов, а показатель уровня расходов не должен превышать 37 процентов.