Неразумный консерватизм
"Финансовые Известия" продолжают рассказ о номинациях конкурсов, которые проводятся в рамках форума "Розничный финансовый бизнес: дороги, которые мы выбираем", организованного журналом The Retail Finance (генеральный медиапартнер - наша газета). На этот раз речь пойдет о награде за "Лучший розничный финансовый продукт", то есть за достижения в области развития финансовых продуктовых рядов для отечественного потребителя. И хотя в этой сфере что-то очень новое и оригинальное придумать сложно, банкиры стараются чем-то отличаться от своих коллег. Правда, к сожалению, далеко полет их мысли не простирается.
Отличия, как это всегда бывает, в деталях, причем довольно мелких. Например, в слегка удлиненном грейс-периоде по кредитной карте, как это предлагает один из номинантов. Конечно, 60 дней "халявной" ссуды лучше, чем 50 в среднем по рынку, но революцией это назвать сложно. То же самое можно сказать и о депозите типа "конструктор", когда сам клиент из предложенных банком вариантов выбирает "собственный" вклад - это опять-таки уже не в новинку. А кобрендинговые программы по "пластику" и вовсе существуют на нашем рынке около десятка лет...
Более широкое распространение банковских продуктов, которые ранее были прерогативой разве что лидеров рынка, конечно, радует, но стоит отметить, что креатива маловато. "Финансовые Известия" проголосовали бы за программы по выкупу залогового жилья и транспорта, когда ипотеку или автокредит можно переоформить на себя по "докризисным" ставкам и условиям. Но больше ничего нового и особо интересного нет, банкиры мыслят достаточно стандартными стереотипами. Хочется надеяться, что проведение подобных конкурсов подвигнет их на поиск новых интересных решений, ведь люди их ждут.
Российским частным клиентам не хватает многих видов банковских продуктов - с этим утверждением согласятся практически все финансисты. Причем средние и мелкие кредитные организации далеко не всегда являются аутсайдерами по этому показателю. Стыдно сказать, но у одного из крупнейших отечественных финансовых институтов только совсем недавно появился интернет-банкинг, и пока что он очень далек от совершенства, конкуренты ушли на годы вперед.
Далеко не везде присутствуют депозиты, которые можно пополнять и частично тратить, удобные транзакции между своими финансовыми структурами и платежными системами интернета наладили единицы, даже получить "пластик" с чипом можно не в каждой кредитной организации. Узок спектр наличности, с которыми работают обменные пункты большинства участников рынка, нет ни одного особо "продвинутого" банка, где в Москве можно купить или реализовать, например, какую-нибудь турецкую лиру - проверено лично. И это все самые обычные пожелания, без какой-либо экзотики, хотя именно она может привлечь дополнительных клиентов, которые останутся на обслуживании в других подразделениях.
Впрочем, все мировое банкирское сообщество довольно консервативно, причем следование "заветам предков" тут является чуть ли не хорошим тоном. Однако времена меняются, недалек тот день, когда (как пишут фантасты) человек сможет осуществлять все финансовые операции удаленно, а его "личный банк" будет умещаться в браслете, идентифицирующем своего хозяина по биометрическим данным. Один человек дал команду своему браслету перечислить деньги, тот передал сигнал на другое такое же устройство - все, средства, например, при покупке автомобиля одним физлицом у другого, поменяли владельца. И те финансисты, которые, следуя тем самым "заветам", не пойдут в ногу с рынком, просто вынуждены будут выйти из игры. Прогресс не остановишь...