Клиенты чаще всего жалуются на сокрытие банками комиссий и эффективных ставок по кредитам
В первом полугодии 2010 года в Роспотребнадзор поступило около 14 тыс. обращений недовольных клиентов — в 3,6 раза больше, чем за весь 2009 год. Такую информацию, как пишут «Ведомости», привел начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков. К «профильным» регуляторам россияне обращаются реже: в январе — июне департамент банковского регулирования и надзора Центробанка получил 3 205 обращений — почти на 500 меньше, чем год назад, говорится в ответе пресс-службы ЦБ на запрос «Ведомостей».
Главный предмет жалоб — сокрытие комиссий и эффективных ставок по кредитным продуктам. Появилась и новая проблема, отмечает Прусаков, — отсутствие возможности получить подтверждение, что клиент рассчитался с банком. «Этот вопрос — как, в какой форме клиент должен получать информацию о погашении задолженности — не регламентирован», — говорит Прусаков. Много обращений с просьбами разъяснить, является ли то или иное условие банковского договора нарушением прав потребителей и какие действия в случае нарушения может предпринять клиент.
Темы жалоб в ЦБ — высокие ставки по кредитам и предложения по их снижению, реструктуризация/прощение долга в связи со сложностью его погашения из-за кризиса. Также граждане обращаются за содействием в получении ипотечных, образовательных и автокредитов, рефинансированием и разъяснениями положений законодательства.
Динамика первого полугодия позволяет предположить, что к концу года жалоб будет в несколько раз больше, прикидывает Прусаков. Уже в этом году, после острой фазы кризиса, большое число клиентов заметили нарушения условий кредитных договоров, появились судебные прецеденты, побуждающие клиентов защищать свои права.