Госбанки ищут руководителей потребкредитования в частном секторе
Банк Москвы решил усилить свои розничные позиции и пригласил руководить это направление бывшего зампреда ХКФ-банка Станислава Станека. В последнее время банки с госучастием активно привлекают в розничные подразделения менеджеров из частных банков, специализирующихся на потребкредитовании, доходность которого составляет около 20%.
Вчера в Банке Москвы был представлен новый глава розницы Станислав Станек, рассказали "Ъ" менеджеры банка. "Представляя его команде менеджеров, сказали, что у него большой опыт работы в рознице и благодаря ему банк сможет добиться поставленных задач в течение нескольких лет",— рассказал сотрудник банка. В пресс-службе Банка Москвы подтвердили это назначение. В ХКФ-банке "Ъ" рассказали, что господин Станек работал в нем несколько лет назад, занимал пост зампреда правления и входил в состав совета директоров. "В ХКФ-банке Станислав Станек отвечал за развитие филиальной сети и развитие экспресс-кредитования в торговых сетях (POS-кредиты),— отметили в пресс-службе ХКФ-банка.— К моменту его ухода банк имел порядка 30 тыс. точек продаж, он внес существенный вклад в то, что банк сумел вырваться в лидеры POS-кредитования". В настоящий момент ХКФ-банк занимает 24,2% на рынке POS-кредитования.
С 2007 года до лета 2009 года розницу Банка Москвы возглавляла вице-президент Ирина Никитенко, потом ее сменил вице-президент Андрей Лапко. В начале лета этого года ему на смену пришел руководивший прежде private banking Дмитрий Брейтенбихер. Согласно МСФО Банка Москвы за первое полугодие, розничный портфель сокращается практически по всем направлениям: автокредиты — с 15,7 млрд до 8,2 млрд руб., ипотека — с 30,937 млрд до 26,2 млрд руб., потребительские кредиты — с 57,144 млрд до 40,7 млрд руб., экспресс-кредиты — с 3,425 млрд до 1,173 млрд руб. Единственным исключением за этот период стали кредитные карты, задолженность по которым немного выросла,— с 5,759 млрд до 6,437 млрд руб.
За назначением нового руководителя розничного направления кроется намерение банка усилить этот бизнес в контексте того, что конкуренция за корпоративных заемщиков серьезно усилилась и снизилась доходность кредитов компаниям, предполагает аналитик Fitch ratings Александр Данилов: "Усиление розницы позволит поддержать доходность". По данным МСФО за первое полугодие, уровень процентной маржи Банка Москвы составляет 5,2%, у Сбербанка — 6,3%, у банка "Возрождение" — 3,7%.
У Банка Москвы довольно большая база розничных клиентов в том числе благодаря социальным картам москвича, при этом используется она не особенно эффективно, отмечает управляющий директор банка "Траст" Максим Чернущенко. "В этом плане возможно, что подходы ХКФ-банка здесь окажутся полезными,— продолжает он.— ХКФ-банк специализируется на высокорискованных необеспеченных кредитах, а у Банка Москвы были попытки запустить экспресс-кредитование в отделениях, но этот проект успехом не увенчался, возможно, они хотят вернуться к этой теме". Банк Москвы, как и другие госбанки, проводит довольно консервативную политику в розничном кредитовании, в отличие от ХКФ-банка, "Русского стандарта", "Ренессанс Кредита", которые работают в высокорискованном, но при этом высокодоходном сегменте. Их процентная маржа выше 20%.
В последнее время государственные банки довольно активно переманивают топ-менеджеров из банков, ведущих агрессивную политику в рознице. Весной Сбербанк пригласил в розничное подразделение экс-председателя правления ХКФ-банка Андрея Лыкова. На рынке это назначение связывали с намерением Сбербанка выйти в сегмент экспресс-кредитования в точках продаж. Однако окончательное решение по этому вопросу в Сбербанке пока не принято. В конце 2007 года ВТБ 24 переманил менеджеров из "Русского стандарта" Георгия Горшкова и Дмитрия Руденко. Летом Транскредитбанк собрал целую команду розничного блока из четырех топ-менеджеров "Русского стандарта".
Банку Москвы действительно стоит сделать розничное направление более заметным, считает гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников. "Сейчас банк на розничном рынке известен в основном своими бобрами в рекламной кампании, а особой конкуренции крупнейшим игрокам он не создает, поэтому с учетом того, что банк входит в пятерку крупнейших по активам, здесь есть над чем работать",— уточняет он. По данным рэнкинга журнала "Коммерсантъ-Деньги" на 1 июля, Банк Москвы занимает 8-е место среди потребительских банков, уступая менее крупным, чем он Райффайзенбанку, "Уралсибу", Росбанку и Русфинанс банку.