Биржа РТС не успевает за своими технологиями
Вчера на РТС произошел очередной сбой: торги начались спустя два часа после официального времени открытия биржи. Брокеры крайне негативно восприняли вчерашнее происшествие, несмотря на то что многие из них уже привыкли к этой проблеме. Клиенты же открывали противоположные позиции на ММВБ, чтобы минимизировать последствия сбоя на РТС. Глава ФСФР Владимир Миловидов считает, что проблема не только техническая, но и связана с отсутствием у биржи стратегии.
Первый в этом году сбой произошел сразу после женского праздника, 9 марта, всего же до настоящего времени биржа сбоила еще семь раз, включая вчерашний инцидент. Как пояснили РБК daily на РТС, смена версии ядра программного обеспечения, проводившаяся еще в субботу, в итоге вылилась во вчерашнюю проблему с торгами, а взаимосвязи с загруженностью биржи и сбоем нет. По словам представителя РТС, принятых заявок с утра не было: сбой и состоял в том, что заявки нельзя было зарегистрировать. Биржа проводит внутреннее расследование для выяснения всех деталей.
По большому счету РТС повезло, поскольку рынок с утра развернулся и дал клиентам закрыться в ноль. Но в любом случае очередной сбой вызвал негодование не только клиентов, но и многих брокеров, которые уже изобретают кустарные способы борьбы со сбоями.
Руководитель департамента брокерского обслуживания холдинга «Финам» Денис Колоусов рассказал РБК daily, что клиенты были очень недовольны, было множество звонков. «А когда наши клиенты недовольны, мы тоже не можем считать ситуацию нормальной», — говорит г-н Колоусов. От технических сбоев никто не застрахован, но у РТС отсутствует какая-то отработанная система оповещения клиентов и брокеров. «Не было не только писем с оповещением, не было даже информации о сбое на сайте. В связи с этим мы не могли запустить свою систему оповещения, поскольку не могли объяснить, в чем причина сбоя», — жалуется Денис Колоусов.
Директор по информационным технологиям ИК «Ай Ти Инвест» Андрей Осташев рассказал, что клиенты очень недовольны утренним сбоем РТС: «Мы их успокаиваем и стараемся удерживать от подачи исков, к тому же во всех регламентах описано, что в результате технологических сбоев убытки не компенсируются». Также г-н Осташев советует клиентам проводить операции не только на FORTS, но и на срочном рынке ММВБ: «Сегодня клиенты открывали противоположные позиции на ММВБ, чтобы минимизировать последствия сбоя на РТС».
По словам исполнительного директора «Церих Кэпитал Менеджмент» Александра Щеглова, профессиональные инвесторы понимают, что сбои на бирже бывают, поэтому они ищут способы минимизировать риски. «Если речь идет о FORTS, то трудности случаются регулярно, в основном это проблемы глобального уровня, — говорит г-н Щеглов. — Система биржи работает на ядре, которое перегружено уже не первый год. Ядро FORTS постоянно нагружается — RTS Standard, новые инструменты, вечерняя сессия, раннее начало торгов». По словам г-на Щеглова, биржа очень увлеклась развитием и не останавливается для того, чтобы повысить надежность и качество.
ФСФР уже штрафовала биржу РТС на 500 тыс. руб. за несвоевременное информирование о технических сбоях на торговой площадке. Вчера в службе РБК daily пояснили, что уведомление от биржи получено, но еще до этого в ФСФР узнали о случившемся из Интернета. ФСФР попросит фондовую биржу РТС объяснить причины технического сбоя, произошедшего в понедельник, который привел к задержке начала торгов на бирже, сообщил Владимир Миловидов агентству РИА Новости. По его мнению, технические сбои на РТС свидетельствуют о том, что биржа не вынесла уроков, которые получила летом, когда было зафиксировано несколько сбоев.
«Сбои продолжаются, нужно соизмерять активность по привлечению участников торгов и свои технические возможности. Этот динамичный рост приводит к сбоям», — сказал г-н Миловидов. Он остался недоволен сроком раскрытия биржей информации о произошедшем сбое: «На сайте информация была опубликована с двухчасовой задержкой. Будем запрашивать информацию и разбираться. Такого рода вещами РТС свою репутацию ухудшает».