ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




MorganHunt, BI TO BE и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» пригласили финансистов к разговору о компетенциях специалиста нового поколения

16 сентября в Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Специалист нового поколения: финансы». Организаторами мероприятия, собравшем более 50 топ-менеджеров ведущих банков Северо-Западного региона, выступили международная рекрутинговая компания MorganHunt, Консалтинговая группа BITOBE и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». 

Morgan Hunt, BI TO BE и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» провели очередное мероприятие в рамках проекта «Специалист нового поколения», направленного на сближение системы высшего образования и бизнеса. 16 сентября музей «Мир воды» Водоканала превратился в площадку активной дискуссии о том, какими компетенциями должен обладать современный менеджер в финансовой сфере.

Мероприятие открыл Анатолий Кириллович Кинебас, Заместитель генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В своей речи г-н Кинебас отметил важность сотрудничества с вузами и организации стажировок для студентов, а также рассказал о тех мерах, которые предпринимает Водоканал в работе с молодыми специалистами.

Фокус мероприятия на финансовой сфере определила Ольга Селиванова-Шофф, Генеральный директор российского подразделения Morgan Hunt, которая заметила, что сейчас, через год после начала кризиса, самое время поговорить о банковском секторе.

Сравнивая Россию и Запад, г-жа Селиванова-Шофф, сказала, что «на Западе кризис более глубокий, но и масштабы финансовой сферы там другие. Крах финансовой сферы дискредитировал банки как привлекательного работодателя, и некоторые потерявшие работу топ-менеджеры решили сменить профессию и заново открыли себя в госсекторе, образовании и других отраслях. Можно сказать, произошло отрезвление рынка, но это было полезное испытание». В России кризис начался по-другому, но и у нас прошли значительные сокращения персонала и урезания зарплат. Но и в этом, по мнению Ольги Селивановой-Шофф, есть здоровый элемент: «Произошла корректировка тех искривлений, которые были в финансовой сфере». «Сейчас банки снова стали нанимать сотрудников, но пока рано говорить о том, что рецессия прошла, - уверена г-жа Селиванова-Шофф.

Наталия Боровикова, Региональный координатор проекта «Кадровый резерв - профессиональная команда страны», Научный Руководитель Консалтинговой группы BI TO BE, рассказала о методе группового обсуждения World Café, в формате которого и прошла основная дискуссия. Отправную точку работы участников в мини-группах задала директор Morgan Hunt в Санкт-Петербурге Юлия Крижевич в презентации результатов исследования «Образование и практика. Взгляд бизнеса: финансовая сфера», которое компания Morgan Hunt провела в августе-сентябре 2009 года. В опросе приняли участие 100 руководителей высшего и среднего звена банков и инвестиционных компаний Северо-Запада.

Исследование показало, что практически все опрошенные (96%) получали дополнительное образование в различной форме: тренинги, семинары (86%), второе высшее (13%), MBA (9%), стажировка и учеба за границей (7%), CFA, ACCA (5%), аспирантура (2%). Оценивая вузовское образование, респонденты были практические единодушны, отмечая отсутствие практики и развития навыков (86%). 7% опрошенных назвали психологию общения, по 5% набрали работа в команде, умение принимать решения, менеджерские навыки и продажи. Среди ответов также прозвучали навыки ведения переговоров, работа с информацией, коммуникативные навыки, умение работать с клиентами, стресс-менеджмент и тайм-менеджмент.

Основным фактором своего успеха руководители считают опыт (26%), за ним идут личные качества (13%), желание работать (13%), самообразование (9%), удача (9%), нацеленность на результат (9%), коммуникативные навыки (9%), а также тренинги (9%). В новых экономических условиях 15% опрошенных самым актуальным требованием назвали профессионализм, 13% - умение принимать решения, 12% - умение мотивировать персонал, по 11% набрали работа с командой и быстрая реакция, а 10% респондентов говорили о гибкости.

Иначе выглядит список основных требований к выпускникам вузов: желание работать (13%), желание развиваться и расти профессионально (11%), целеустремленность (9%), способность обучаться (9%), адекватность (7%), коммуникативные навыки (7%), гибкость ума (7%) и здоровые амбиции (7%). При этом абсолютное большинство руководителей (86%) отметили, что с удовольствием в свою команду будущих выпускников вузов, объясняя этом тем, что студенты выполняют работу быстрее работников со стажем, у них ниже требования к оплате труда, при этом они хорошо обучаемы, гибки, мотивированы и часто демонстрируют свежий взгляд на привычные задачи. Для студентов стажировка или работа параллельно с учебой дает возможность получить практические навыки и знания до окончания вуза.

Исследование Morgan Hunt показало, что основные компетенции специалиста нового поколения – это коммуникабельность, способность анализировать информацию, гибкость мышления и широкий кругозор, умение работать в команде, способность принимать нестандартные решения, способность к стратегическому планированию и лидерство.

В ходе дискуссии участники круглого стола попытались ответить на два основных вопроса - «Как выявить наличие компетенции?» и «Как их развивать?». В роли модератора обсуждения выступила Наталия Боровикова, Региональный координатор проекта «Кадровый резерв - профессиональная команда страны», Научный Руководитель Консалтинговой группы BI TO BE.

Подводя итоги, участники поделились своими наработками. По мнению Галины Козловой, Директора по персоналу КИТ Фортис, «гибкость мышления и широкий кругозор можно выявить в ходе ассессмента, интервью с элементами игры, путем решения многовариантных задач. Следует давать возможность студентам выбирать те предметы, которые они хотят изучать, проводить в вузах интеллектуальные марафоны».

Представитель Центробанка Анастасия Соколова отметила, что к стратегическому планированию способны далеко не все, поэтому предложила говорить об умении организовать себя. «ВУЗ должен помочь студенту научиться планировать свою карьеру – это можно сделать, дополнив программу обучения курсами по тайм-менеджменту и целеполаганию. Умению проходить интервью следует обучать уже в  вузах. Компании со своей стороны могут внедрить институт наставничества и рассказывать молодым специалистам о целях и структуре организации, чтобы те понимали, как можно спланировать свою карьеру».

Часто коммуникабельность, по мнению Михаила Макова из ING Страхование жизни, «означает умение свободно общаться, умение поддержать беседу, а также способность адаптироваться к ситуации». Выявить эту компетенцию помогут интервью и ролевые игры.

Дмитрий Сергеев, Зам. Руководителя Северо-Западного Регионального центра Банка Возрождение отметил, что в его понимании лидерство – это «готовность к выходу из зоны комфортности при принятии решений». При этом г-н Сергеев с огорчением отметил, что большинство сегодняшних выпускников не знают, чем хотели бы заниматься, поэтому готовы не любые предложения, а это напрямую ведет к снижению эффективности работы.

Владимир Вавилов, HR-директор ВТБ Северо-Запад, говорил о необходимости сделать упор на практику в программах и привлечь к учебному процессу людей из бизнеса. По мнению г-на Вавилова, существуют три основные компетенции, которыми должны обладать молодые специалисты: коммуникабельность, целеустремленность и позитивное отношение к жизни.

Мария Маркова, начальник отдела управления персоналом филиала «Северная столица» ЗАО «Райффайзенбанк», затронула такую компетенцию, как умение работать в команде. Выявить и развить эту компетенцию поможет ассессмент, ролевые игры, наблюдение за работой студентов во время стажировки, интервью в форме доверительной беседы. Как отметила г-жа Маркова, значимым критерием эффективности работы в команде может быть в том числе  «групповая убежденность в правильности выбранного решения».

Круглый стол является только первым шагом, и работа участников мероприятия на этом не закончится. Результаты дискуссии будут оформлены в виде открытого письма и переданы в Санкт-Петербургский Межрегиональный Ресурсный Центр, выступающий в качестве научного партнера проекта, а затем в ведущие вузы города.

Организаторы благодарят за поддержку проекта информационных партнеров:

Стратегический информационный партнер: «Аналитический банковский журнал»

Генеральный HR-партнер: SuperJob.ru

Стратегический HR-партнер: HeadHunter

Главный Интернет-партнер: Личные деньги

Инфоспонсоры: Финмаркет, MFD.ru, Финам, The Retail Finance, EmergingMarkets.me, FinStaff, Кадровый Дозор, Интернет-проект «Человеческие Ресурсы», HRMonitor, Штат, Элитный персонал, Территория бизнеса, InvestFunds.ru

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.