Машина взаймы
Прошедший год можно считать успешным для рынка автокредитования. Еще в первой половине 2010 года эксперты в один голос называли этот сектор слабым звеном отечественного рынка кредитования. Однако сейчас ситуация изменилась. Участники рынка отмечают, что если бы производители успели выполнить все заказы, то результаты деятельности банкиров могли бы стать куда более масштабными.
Страшный 2009 год оказался позади для рынка автокредитования. Этот сектор пострадал особенно сильно по сравнению, например, с потребкредитами в связи с кризисом в отечественном автопроме, по которому ударило резкое снижение спроса на продукцию. Однако, несмотря на то, что в первой половине текущего года объемы продаж автомобилей выросли в полтора раза, стремительный рост на рынке автокредитования начался лишь в последние месяцы. Тем не менее участники рынка в целом довольны итогами 2010-го, хотя и добавляют, что результаты могли бы быть и лучше. "Изначально мы ожидали, что в 2010 году увеличение спроса на рынке автокредитования составит 20%. Но, к сожалению, кредитный портфель в среднем увеличился лишь на 10%. Вместе с тем в декабре 2010 года заемщики заметно активизировались", - говорит замгендиректора "Страхового магазина Эксперт" Татьяна Казакова.
Замначальника управления розничного кредитования Росевробанка Анастасия Мангилева добавила: "В целом год нормальный, особенно с учетом того, что почти весь прошлый год на рынке автокредитования доминировали автопроизводители, которые готовы были предоставлять кредиты по самым минимальным ставкам ради поддержания продаж автомобилей и отрасли в целом. Если бы в середине года не было перебоев с поставкой автомобилей в автосалоны, то результаты превзошли бы даже самые смелые ожидания". К концу года ставка по кредитам на приобретение автомобилей в рублях составила 12-13%, в валюте - 9-10%. Однако немалую долю среди кредитов составили и совместные продукты банка и производителя, а также кредиты по программе господдержки, ставка по которым иногда составляла не больше 0%.
"Безусловно, программы господдержки сыграли положительную роль на активизации рынка кредитования. И льготные кредиты, и программа утилизации старых автомобилей оказались очень востребованы населением. И об этом говорит даже тот факт, что АвтоВАЗ не справлялся с объемами продаж и клиентам приходилось ждать свой автомобиль по нескольку месяцев", - говорит Татьяна Казакова. Впрочем, Анастасия Мангилева считает, что господдержка если и оказала влияние, то лишь на автокредиты, которые выдавали госбанки, что касается коммерческих банков, то на их работе это практически не сказалось: "Думаю, что особенной роли господдержка не сыграла, так как коммерческие банки, как правило, не привлекали государственных денег, скорее положительно сказались увеличение количества марок, которые теперь производят/собирают на территории России, а следовательно, и привлекательность цены".
По данным экспертов, 90% всех автокредитов выдаются на новые автомобили и лишь 10% приходится на выдачу кредитов на подержанные автомобили. Связано это в первую очередь с тем, что требования к объекту кредитования в случае приобретения нового автомобиля более лояльны, чем к подержанным автомобилям, ведь при кредитовании автомобиль выступает объектом залога. И банку - в случае невозврата кредита - легче реализовать новый автомобиль, нежели подержанный. То же самое и с производителями: спрос на иностранные автомобили в разы выше, нежели на отечественные.
Участники рынка полагают, что следующий год будет позитивным для сектора автокредитования. "Сегодня спрос на автомобили и кредитование вырос, наблюдается положительная динамика в данном направлении. И несомненно, что рост продаж автомобилей и автокредитов будет продолжаться. Автомобильный рынок в России еще не насыщен. По объему рынка Россия не дотягивает не просто до уровня развитых западных стран, но и до уровня стран Восточной Европы", - считает Татьяна Казакова. Эксперты не исключают незначительное снижение ставок по кредитам на 1-0,5%, до 10-11% в рублях. "Мы ожидаем, что "оживление" рынка кредитования в будущем году продолжится. В среднем увеличение в соотношении с текущим годом составит порядка 30%. А возобновление программ факторинга или субсидий от официальных дистрибьюторов автомобилей положительно скажется на данном направлении", - говорит Татьяна Казакова.