Банки увеличили долю вкладов в общем объеме пассивов до 30—40%
Банки, специализирующиеся на экспресс-кредитовании, стремительно увеличивают долю клиентских средств в структуре своих обязательств, пишет в четверг газета «Коммерсант» со ссылкой на отчетность по МСФО на 1 июля 2010 года банков «Русский Стандарт» и «Ренессанс Кредит», а также ХКФ Банка.
«Доля средств, которые включают средства корпоративных и розничных вкладчиков, а также текущие счета, у банка «Русский Стандарт» за полгода выросла с 24% до 42%, у ХКФ Банка — с 19,5% до 29,5%, у «Ренессанс Кредита» — с 18,5% до 44,5%. По данным на 30 июня 2008 года, доля клиентских средств у «Русского Стандарта» составляла 14%, у ХКФ Банка — 11%, а «Ренессанс Кредит» начал привлекать вклады только в мае 2009 года», — говорится в материале.
При этом совокупный объем обязательств у этих банков за 6 месяцев 2010 года сократился, отмечает газета. У «Русского Стандарта» — с 110 млрд до 97,8 млрд рублей, у ХКФ Банка — с 69,6 млрд до 59,15 млрд, у «Ренессанс Кредита» — с 33,67 млрд до 24,7 млрд. Однако объем депозитов у банков в этот период рос — «Русский Стандарт» увеличил депозитную базу на 14,2 млрд, ХКФ Банк — на 3,9 млрд, «Ренессанс Кредит» — на 4,8 млрд. «Такой активный рост депозитной базы у банков, работающих в сегменте POS-кредитования, связан с тем, что в кризис традиционные для них источники фондирования на рынках капитала оказались закрыты, и банкам пришлось замещать эти ресурсы, привлекая средства клиентов», говорится в материале.
Хотя увеличение доли более дорогих средств сказывается на процентной марже банка, такая политика осознанна, потому что структура фондирования становится менее рискованной, рассказал газете зампред ХКФ Банка Владимир Гасяк. «Кризис показал, что иметь однородный источник фондирования, то есть привлекать в основном с рынков капитала, небезопасно. Поэтому мы сознательно уходили от этой концентрации», — добавил он. До кризиса ХКФ Банк не привлекал депозиты, потому что для этого не была выстроена соответствующая инфраструктура, пояснил Гасяк.
«Несколько лет назад, когда мы начинали развивать это направление, перед нами стояла задача довести долю средств населения в пассивах до 40%, сегодня задача выполнена, и мы планируем поддерживать это соотношение в будущем, потому что успешно развиваться в рознице, не предлагая депозиты, невозможно», — заявил вице-президент «Русского Стандарта» Артем Лебедев.