Костяк страхового рынка РФ составляют 20 компаний
Костяк российского страхового рынка составляют 20 компаний, в период кризисного первого квартала 2009 года лидеры рынка существенно усилили свои позиции, заявил агентству «Интерфакс-АФИ» руководитель Центра стратегических исследований (ЦСИ) Росгосстраха Алексей Зубец по итогам анализа отчетности страховщиков, опубликованного Федеральной службой страхового надзора (ФССН).
«По итогам первого полугодия на страховом рынке заметно выросла доля компаний-лидеров. Так, ведущие 10 российских страховщиков увеличили свою долю в сборах по добровольному страхованию и ОСАГО до 52,8% против 48,2% в первом полугодии прошлого года. На рынке в целом (с учетом ОМС и других обязательных видов) доля десятки лидеров выросла с 39,9% до 43,7%. Такой значительный рост доли десятки лидеров является беспрецедентным и рекордным за все последние годы», – подчеркнул аналитик, добавив, что итоги первого полугодия на российском страховом рынке показали, что на рынке добровольного страхования и ОСАГО (наиболее крупный и самый конкурентный российский страховой рынок) доли более 1% имеют 20 страховщиков. И еще 13 компаний имеют рыночную долю от 0,5% до 1% общих сборов.
В первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года лидирующие двадцать страховщиков нарастили свою долю на рынке в целом с 54,3% до 58,5%, на рынке добровольного страхования и ОСАГО – с 63,8% до 67,3%. Этот рост также является рекордным за последние годы. Доля двадцати компаний-лидеров составляет 63,7% от числа действующих договоров на рынке добровольного страхования и ОСАГО, сказал А.Зубец.
По его словам, на первую сотню российских страховщиков приходится 87,9% общих сборов страховой премии, тогда как в первом полугодии прошлого года их доля составляла 84,5%. В сегменте добровольного страхования и ОСАГО доля сотни крупнейших страховщиков поднялась до 89,7% против 87,6% годом ранее.
Таким образом, делает вывод руководитель ЦСИ Росгосстраха, можно утверждать, что костяк российского страхового рынка состоит из 20, максимум – 30 страховых компаний. Прочие компании, как правило, занимают нишевые позиции на изолированных рынках, часто обслуживая финансовые потоки в интересах крупных предприятий и организаций. В связи с кризисом финансовые потоки в бизнесе обмелели. Соответственно, упали обороты малых и средних страховщиков, выросла концентрация рынка. Данные по структуре активов различных групп страховщиков, опубликованные ФССН, подтверждают этот факт. Так, например, с конца 2008 года по настоящее время активы крупных компаний выросли более чем на 10%, тогда как активы средних и малых страховщиков снизились, соответственно, на 3,5% и 10,7%.
«Финансовый кризис позволил, наконец, более ясно и четко проявить «лицо» российского страхового рынка. Мы надеемся, что в ближайшие год-два в России закрепится более явное разделение страховщиков на две основные группы: с одной стороны, национальные лидеры, соревнующиеся между собой на всех основных сегментах рынка (всего не более 30 компаний) и нишевые страховщики, работающие на узких изолированных рыночных сегментах. Это приблизит структуру российского страхования к рынкам экономически развитых стран, где разделение на узкую группу лидеров и широкую группу нишевых специализированных страховщиков существует уже с начала XX века. Ясное разделение рынка и его специализация будет на пользу и страхователям – оно послужит для них ориентиром в выборе страховщика. Мы считаем, что в будущем продолжится переток клиентов из малых и средних компаний к крупным страховщикам», – подытожил А.Зубец.