Полис стал «легче»
Рынок добровольного медицинского страхования сокращается. Краснодарские компании – основные покупатели ДМС – если не отказываются от полисов, то стараются купить программы подешевле. Страховые компании, в свою очередь, готовы предложить продукт, приемлемый по цене. Большинство страховщиков разработали новые «облегченные» продукты и готовы исключать из программы дорогостоящие элементы.
Клиент призадумался
«Экономить начали, – подтверждает Александр Ковригин, главный специалист отдела ДМС Управления корпоративных продаж филиала ООО «Росгосстрах-Юг» – «Главное Управление по Краснодарскому краю». – Выражается это в том, что некоторые клиенты не пролонгируют ранее заключенные договоры, утверждая, что нет свободных средств. Также часто страховщики сталкиваются и с тем, что многие предприятия просто прекратили существование, а на многих произошло сокращение штата вдвое, втрое».
Денис Дроботенко, начальник отдела маркетинга Управления развития Краснодарского филиала ОСАО «Россия», рассказал, что при пролонгации договоров корпоративные клиенты нередко уменьшают количество программ, сокращают число лечебных учреждений или ограничивают программы страхования по сумме. «Так, в последнее время довольно редко в качестве услуг по полису ДМС выбирают стационарное обслуживание, экстренную помощь, вакцинацию и медосмотр. При этом наши клиенты ссылаются на то, что докупят соответствующий пакет услуг в течение года, если появится такая необходимость», – говорит Денис Дроботенко.
«Некоторые компании начали исключать из ДМС-программ дорогостоящие опции, оставляя только риски «первой необходимости», что негативно влияет на объемы сборов по личным видам. В результате по итогам года совокупный объем рынка может несколько сократиться», – считает директор Краснодарского филиала Группы «Ренессанс страхование» Анатолий Лукьянчиков-Болдырев.
При этом, по его словам, ведущие страховщики пошли навстречу клиентам, предложив им на базе своих программ лайт-продукты, позволяющие исключить из договора ДМС дорогостоящие опции или изменить перечень услуг, сэкономив при этом на стоимости полиса.
Юрий Сокол, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Краснодаре, соглашается, что рынок ДМС сжимается в связи с кризисными явлениями. «Но при этом наметилась отчетливая тенденция, когда многие страхователи переходят от небольших компаний к страховщикам, входящим в топ-10», – добавляет он.
Крупные остались
По словам вице-президента СК «АльфаСтрахование», директора Южного регионального центра Евгения Череменина, отказались от ДМС в основном мелкие игроки, а крупные корпоративные клиенты не пересматривали свою политику в отношении добровольного страхования. Он отмечает, что сейчас, когда экономическая ситуация относительно стабилизировалась, компании стали «возвращаться» к страхованию.
Денис Дроботенко из ОСАО «Россия» подтверждает мнения участников рынка цифрами: в I полугодии 2009 г. объем рынка ДМС в Краснодарском крае составил 350 млн рублей, что на 147,3 млн рублей меньше аналогичного показателя прошлого года. Таким образом, падение рынка составило 30%.
«Что касается прогнозов, то можно утверждать, что на объемы предыдущего года рынок в конце 2009 г. не выйдет, а прирост в целом по рынку будет отрицательным», – говорит Денис Дроботенко. По оценкам отдела маркетинга Краснодарского филиала ОСАО «Россия», объем рынка ДМС в 2009 г. при оптимистичном развитии сценария составит от 750 до 795 млн рублей, а при пессимистичном – не выше 700 млн рублей.
«Объем рынка ДМС в крае достаточно велик, основной проблемой остается только то, что крупные холдинги, подразделения которых находятся на территории Краснодарского края, страхуются централизованно в Москве. Получается, что налоги они платят в бюджет края, страховые взносы – в Москву», – считает Александр Ковригин.