ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




С сегодняшнего числа законны не обменные пункты, а офисы

С 1 октября деятельность пунктов обмена валют, осуществляющих только валютообменные операции, запрещена. В московском регионе до последнего дня доработали 99 из них. Сегодня банки покажут, что закрыли все обменники, предполагают эксперты, но это вовсе не свидетельствует об исчезновении теневого сегмента валютообменного бизнеса. А бороться с формальным подходом банков к преобразованию обменников в полноценные офисы регулятору будет непросто.


По состоянию на утро вчерашнего дня в России было зарегистрировано 139 банковских обменных пунктов, в том числе 111 в Москве и Московской области, сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. Впрочем, к вечеру, по его словам, их стало уже 126 и 99 соответственно. Таким образом, в преддверии запрета на деятельность обменников их число сокращалось с каждым часом. Так, за один только вчерашний день сокращение обменников в столичном регионе составило почти половину от числа обменников, закрытых за последние семь дней.

Впрочем, последняя статистика еще не означает, что среди российских банков нашлись такие, которые решились на прямое невыполнение требований регулятора и сохранили работающие обменники по состоянию на 1 октября. "Озвученные 30 сентября цифры не окончательные,— говорит господин Сухов.— Банки информируют ЦБ о закрытии обменных пунктов в уведомительном порядке, и процесс обработки этой информации теруправлениями еще не завершен". Желающих рискнуть банковской лицензией не найдется, прогнозировали ранее участники рынка. Они указывали, что те, кто хотел сохранить теневой бизнес в сегменте валютообменных операций, преобразовали часть обменников в операционные кассы, формально разбавив валютообменные операции, например, денежными переводами — без намерения их осуществлять на практике.
Насколько формальным оказалось преобразование обменников в другие типы банковских подразделений, ЦБ еще только предстоит выяснить. По словам Михаила Сухова, эти вопросы будут анализироваться в ходе плановых проверок. "Например, внимание проверяющих будут привлекать ситуации, когда услуга денежных переводов у банка есть, причем оказывает ее не одно подразделение, а оборотов по таким операциям нет,— говорит он.— При этом у банка высокая доля валютообменных операций".

Также внимание регулятора будут привлекать жалобы клиентов банков на неоднократные отказы отделений банков в осуществлении тех же денежных переводов со ссылкой, например, на технические сбои. "В этом случае будем смотреть, насколько такой отказ обоснован реальным техническим сбоем, а насколько — принципиальной технической недооснащенностью для проведения таких операций, что как раз и может свидетельствовать об отсутствии намерения их осуществлять и будет классифицироваться как нарушение",— говорит господин Сухов. Санкции за такое нарушение могут варьироваться от предписаний и штрафов до замены топ-менеджеров банка или даже отзыва лицензии. При этом проводить операции типа "таинственный покупатель", чтобы самостоятельно выявить ситуации отказа банка в проведении иных операций, кроме валютообменных, ЦБ не может по закону "Об оперативно-розыскной деятельности".

Полностью решить проблему формального исполнения новых требований регулятору будет сложно, указывают эксперты: российское законодательство не дает ЦБ право диктовать банку, насколько он должен диверсифицировать свои операции. Однако на изменение нормативной базы ЦБ пока не готов, опасаясь увеличения нагрузки на все банки, в том числе добропорядочные, и роста стоимости их услуг для населения. А партнер адвокатского бюро "Партнерство правовой помощи" Сергей Романов и вовсе считает, что для разрешения проблемы было достаточно действующего законодательства. "Если имеет место обман потребителей или недобросовестная реклама — на это есть Роспотребнадзор и ФАС, для прекращения нарушений банковского и антиотмывочного законодательства — достаточно полномочий у ЦБ: отзывайте лицензии, и вряд ли потом найдется много банков, готовых рискнуть,— рассуждает он.— С липовыми обменниками должны бороться правоохранительные органы". К тому же вообще непонятно, насколько серьезна проблема обменников в отсутствие официальной статистики о том, каков масштаб выявляемых в них нарушений, резюмирует он. По данным ЦБ в числе 130 банков, лишившихся с 2004 года лицензии за нарушение "антиотмывочного" закона, было 37 банков, в совокупности владевших 408 обменниками.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.