Почему Россия больше не в моде у инвесторов?
По мнению зампреда Сбербанка РФ Беллы Златкис, Россия больше не вызывает чрезмерного аппетита у иностранных инвесторов. "Россия сегодня не в моде. Мы встречались с огромным количеством инвесторов... Нет особой разницы между Бразилией и Россией, но Бразилия в моде, а Россия не в моде. Это тоже реальность дня",— сказала госпожа Златкис 17 ноября, выступая на VII Федеральном инвестиционном форуме.
Павел Теплухин, экс-глава УК "Тройка Диалог":
— Ажиотажа вокруг России действительно больше нет. Спрос и предложение пришли в уравновешенное состояние, Россия капитализировалась. В Бразилии состояние ажиотажа продолжается. Нам, чтобы получить дополнительные иностранные инвестиции, надо сделать дополнительные усилия, а просто так они не придут. Страшного ничего не произошло. Первичный ажиотаж спал, пошла обычная, рутинная, плановая работа.
Владимир Щербаков, председатель совета директоров ГК "Автотор", в 1991 году — первый заместитель премьера СССР:
— Я согласен с Беллой Златкис почти полностью. Только Россия и Бразилия не одно и то же. Бразилия в моде, потому что там условия лучше, прежде всего администрирование, независимая судебная и правоохранительная система. У нас администрирование упрощают, как Греф трактовал: отменим то-се, но тогда качество ухудшается. В Бразилии все лицензируется. Подаешь стандартную заявку и получаешь лицензию. А у нас лицензию надо выпрашивать, а у всех свой интерес. Причем дело не только в коррупции, а каждый мелкий чиновник показывает, в какой зависимости от него предприниматель. В Бразилии чиновников поощряют за положительные дела, а у нас они заинтересованы дело затягивать. Предприниматели говорят: не надо нам помогать, просто дайте работать.
Джон Хэммонд, глава международной юридической фирмы CMS в России:
— Уровень прямых иностранных инвестиций в России остается неизменно низким, и для этого существует много причин. Во-первых, имидж России в глазах Европы и Северной Америки остается весьма отрицательным. Главные лица, принимающие решения от имени потенциальных инвесторов, все еще задают нам вопрос об уровне риска экспроприации их инвестиций в России или о том, возможно ли вести бизнес в России, избегая ужасов коррупции. России необходимо создавать положительный имидж в глазах остального мира, сообщать об историях успешного инвестирования, о рыночных возможностях, предоставлять финансовые стимулы для инвестиций и, главное, заверить инвесторов в неприкосновенности частной собственности. Также, разумеется, необходимо что-то делать с коррупцией, что требует резонансных отставок высокопоставленных чиновников. До тех пор, пока это не будет происходить, и происходить неоднократно, никто за пределами России не будет впечатлен новым законодательством и новыми инициативами.