Максимальные тарифы ОСАГО – панацея от недобросовестной конкуренции?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает установить максимальный предельный уровень страховых тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для закрепления ценовой конкуренции на рынке, сообщает РИА «Новости». По данным ФАС, страховщики ОСАГО ведут скрытую ценовую конкуренцию, предлагая клиентам подарки и скидки, тем самым нарушая страховое законодательство, а также закон о защите конкуренции. Нужно ли устанавливать максимальный уровень тарифов? Этот вопрос «Ульяновск Online» задал местным экспертам.
Тимур Картавенко, директор ульяновского филиала «Росгосстрах-Поволжье»:
– Подобная инициатива мало применима к сегодняшним рыночным реалиям. В случае установления свободного тарифа ОСАГО с предельной высшей планкой может случиться так, что недобросовестная конкуренция примет еще более уродливые формы.
Кризис серьезно ускорил процесс расслоения страхового рынка. Те компании, которые и прежде испытывали серьезные трудности при урегулировании убытка, теперь делают все, чтобы удержаться на плаву и легально привлечь к себе клиента. Для этого используются разные способы, в том числе и незаконные скидки по ОСАГО. Те компании, которые сегодня этим занимаются, пока вынуждены прятаться от санкций регулирующих органов. Если инициатива ФАС будет принята, это даст им официальное право предоставлять такие скидки, усугубляя таким образом свое финансовое состояние. Судьба таких компаний и так очевидна – они разорятся. Но при этом истратят деньги страхователей, а бремя обязательств свалят на страховое сообщество.
Светлана Соколова, заместитель директора ульяновского филиала ОАО «СК «РОСНО»:
– В целом, движение в сторону либерализации тарифов – прогрессивное явление. Тем не менее, ситуация, когда компания может понизить цену (тариф), но не может повысить ее, привлекает клиентов без возможности стимулировать ответственное поведение страховщиков. Тарифы, если уж они либерализованы, должны определяться каждой страховой компанией на основании фактической статистики и анализа устойчивости портфеля.
Пока это только проект, но, надо сказать, что идея несколько несвоевременна. Если бы совокупный рыночный портфель по ОСАГО имел бы существенный запас по прибыли, оно могло бы быть эффективным и привести к более справедливым ценам.
При текущем состоянии рынка, когда ОСАГО находится на критической границе убыточности, подобное решение выглядит как поддержка не самых ответственных участников рынка, за чьи невыполненные обязательства отвечать придется более ответственному страховому сообществу.
Марат Касабян, руководитель ЗАО «СК «Мегарусс-Д»:
– Если говорить о ценовой конкуренции, то моя позиция такова: ОСАГО как вид страхования довольно убыточно, поэтому конкуренция за счет подарков и скидок – опасный путь, и им пользуются только те страховщики, которые знают, что вот-вот исчезнут с рынка, или понимают, что их единственный выход – набирать свой портфель именно за счет ОСАГО.
А повышение тарифов – такая позиция мне близка. Она обоснована. В этом случае можно будет избежать убыточности. К примеру, страховка стоит 2 тыс. руб., а покрытие – 120 тыс. руб. Это 1/60 часть. А величина убыточности выше 1/60. Любое повреждение машины будет стоить больше, чем 2 тыс. руб., а каждый десятый, по статистике, раз в год попадает в аварию. В сегодняшней ситуации человек не получит должной компенсации, выплаты не хватит на ремонт.
Татьяна Поликанина, директор ульяновского филиала ЗАО «МАКС»:
– Мы все делаем по закону. Ничего не снижаем, не увеличиваем. Нас постоянно проверяют, и в таких играх мы не участвуем: скидок не делаем и подарков не дарим.
Я думаю, надо установить максимальный уровень тарифов. Наша компания – не основной игрок в сфере ОСАГО, и наша убыточность составляет около 104%, ее мы снизили с 200%. В других компания эта цифра намного больше. Так происходит, потому что применяют очень низкие тарифы. Их считали еще давно – когда доллар стоил дороже и дешевле стоил ремонт. Нужно все пересчитывать. Убыточность будет уменьшаться, если тарифы повысят. А выплаты останутся те же, пока не поднимут цены на запчасти.
Нет пока единой системы автострахования. Многие водители хитрят: из одной компании идут в другую и страхуются по первоначальному договору. Таким образом, они остаются безнаказанными за плохое вождение, хотя достойны повышения тарифов.