Россияне не верят в страховку
С октября 2008-го по июнь 2010 года доля пользователей услугами страхования в России снизилась с 42 до 29%, свидетельствует всероссийский опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА». При этом серьезно сократился и перспективный спрос на услуги страховых компаний.
Как выяснили специалисты НАФИ, опросив 1600 человек в 140 населенных пунктах России, доля тех, кто не собирается страховаться, увеличилась среди наших соотечественников с 4 до 20%. Сузился потенциальный спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (его планируют приобрести 4%, в то время как в 2008 году таких было 10%), а также страхование от несчастных случаев (доля таких страхователей снизилась с 6 до 3%). Наиболее востребованными, по данным НАФИ, в перспективе ближайших двух-трех лет являются добровольное медицинское страхование (ДМС) и страхование автомобилей (автокаско).
Как свидетельствуют результаты опроса, основная причина отказа от страхования — материальный фактор. Так, 31% опрошенных признались, что у них попросту нет денег для приобретения полиса. Вторая и третья по популярности причины отказа от страхования — отсутствие видимого смысла в приобретении страхового полиса и уверенность в невыгодности страхования. Этими аргументами объяснили свое нежелание страховаться по 26% опрошенных.
Специалисты НАФИ уточняют, что за прошедшие два года в структуре причин отказа от страхования произошли изменения. Материальный фактор вышел на первое место, к тому же повысилось недоверие к страховым компаниям (с 17 до 25% респондентов). Все это снижает страховую активность населения.
Снизилась и доля россиян, знающих бренды страховых компаний. Так, если в 2008 году название «Росгосстрах» спонтанно могли вспомнить 55% респондентов, то в 2010 году таковых оказалось лишь 48%. Снижение спонтанного знания на 4—6 п.п. также произошло по компаниям — лидерам рейтинга в 2008 и 2010 годах: РОСНО и «Ингосстрах». Узнаваемость (знание с подсказкой) страховых компаний также сократилась: у «Росгосстраха» с 94% в 2008 году до 88% в 2010-м, у РОСНО с 57 до 48%, а у «Ингосстраха» с 66 до 45% соответственно.
Не повышается и доверие граждан к страховым компаниям, являющимся лидерами по узнаваемости своих брендов. В отношении «Росгосстраха» и «Ингосстраха» доли лиц, доверяющих и не доверяющих этим компаниям, не изменились. А вот доля не доверяющих РОСНО выросла с 16 до 20% респондентов. Похожая ситуация с Московской страховой компанией и CO «Россия».