Страховые расценки отстают от инфляции
По данным Росстата, за год (февраль к февралю) страховые услуги в России подорожали всего на 1,6%. Правда, набор, принимаемый в расчет, скудный: страхование жилья и страхование легковых автомобилей. Оба добровольные, оба со стандартным покрытием. Никакие другие условия не менялись. Почему вопреки ожиданиям? Потому что речь идет об иномарке европейской сборки – запчасти, по идее, должны бы подорожать, девальвация как-никак. А вместе с ними – и стоимость восстановительного ремонта, который оплачивает страховщик. Как объяснить его лояльность? Первый вариант – компания демпингует, ей нужен непрерывный денежный поток для текущих выплат. Но это работа на износ: если не происходит чуда, например, явления иностранного инвестора, оператор кренится и тонет. Стало быть, и я рискую остаться без страховой защиты? Надеюсь, что нет – ведь существует и второе объяснение заморозки цен. Оно кроется во взаимоотношениях с автодилерами.
Акции с подарками, скидками и докризисными курсами доллара в автосалонах продолжаются, продажи, однако, падают. Зато не снижается аварийность, которая поддерживает спрос на автосервисные услуги. Спрос этот все больше отложенный: потерявшие в доходах автовладельцы не считают зазорным поездить с помятым крылом до лучших времен, ну а если повреждения более серьезные, вопрос не столько в экономии, сколько в платежеспособности. К тому же официальным станциям техобслуживания всегда была альтернатива в виде «гаражного сервиса» – она, конечно, сомнительная, но взыскательных клиентов, дорожащих заводской гарантией, все меньше. И основной их «поставщик», надежный или нет, – страховые компании. Они, кстати, обслуживают почти весь кредитный автопарк. Владельцы, в общем-то, недешевых полисов редко упускают возможность ими воспользоваться. А страховщики позволяют себе давить на партнеров, чьи услуги оплачивают. Сегодня у кого кэш – тот и прав. Очевидно, чем больше портфель каско у компании, тем весомее аргументы при разговоре с «жестянщиками». Так выглядит ситуация с ценообразованием со слов одного из участников процесса.
И все же это не объясняет разброса цен, которым сегодня удивляет страховой рынок. Один и тот же автомобиль, примерно одинаковое покрытие, компании одного круга, стоимость же страховки простирается от 40 тыс. рублей за полис с «вип-пакетом» до более 90 тыс. за просто «хороший сервис». Очевидно, страховщики перетряхивают свои портфели. У кого есть запас в рентабельности корпоративного бизнеса, получили возможность выдавить мелких конкурентов. Пока нарастал поток страхователей-заемщиков, в этом особой необходимости не было. Теперь клиент стоит намного дороже. Но он еще заплатит.