ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Время МН

5 октября № 180 (791)

АРКО СТАНЕТ АЛКО


Елена Потоцкая

 

В стратегии реструктуризации банковской системы, совместно разработанной Центробанком и правительством, уже четко определена новая стезя работы АРКО — корпоративный ликвидатор. Видимо, не зря иронизировал Александр Шохин, величая будущего государственного могильщика "АЛКО" — Агентство по ликвидации кредитных организаций

Оценивая все осуществленное и не осуществленное АРКО за время его деятельности, нужно помнить о главном: на всю работу агентства было выделено всего 11 млрд рублей. А при этом в Японии на те же цели в государственном бюджете несколько лет подряд резервировалось 700 млрд долларов. Правда, как считают в АРКО, можно было бы более эффективно использовать и эти средства, если бы удалось отстоять некоторые положения в законе "О реструктуризации кредитных организаций".

В частности, как отмечает директор департамента общественных связей АРКО Александр Вознесенский, стоило предусмотреть совершенно иные параметры оценки банков, которые имеют право на помощь государства в лице агентства. По параметру достаточности капитала, считает Александр Вознесенский, цифра в законе занижена (2 проц.). АРКО же предлагало предусмотреть в законе, что банки, имеющие право на реструктуризацию под эгидой агентства, должны иметь достаточность капитала хотя бы 4 проц.

"Достаточность капитала ниже 2-х проц. — это уже состояние почти клинической смерти. Ведь если подхватить банк раньше, его восстановление обойдется дешевле и быстрее. Поскольку масштаб проблем такого банка был бы меньше, а значит — меньшими средствами можно было бы оказать ему помощь в восстановлении. То есть больше банков можно было бы реструктуризировать за те же деньги", — заявил "Времени MН" Александр Вознесенский.

А вот критерии оценки значимости банка, по мнению представителей АРКО, наоборот, в законе были очень завышены (20 проц. от общего объема кредитов, выданных в реальный сектор, и 20 проц. от привлеченных средств населения в масштабах региона либо страны). Как отмечают "арковцы", региональный банк, который имеет даже 10-процентную долю участия в кредитовании реального сектора и привлеченных вкладов по всему региону, — это уже очень значимая кредитная организация в масштабах области.

Ну и, конечно, на что еще сетует АРКО, так это на определенные в законе исключительно принудительные методы реструктуризации — когда банк передается в АРКО принудительно. По мнению представителей агентства, такая ситуация значительно ограничила мобильность АРКО в использовании различных инструментов реструктуризации.

Например, примененный с банком "Возрождение" выкуп у него хорошего, но долгосрочного кредита по сделке РЕПО (с дальнейшим обратным выкупом банком) невозможен при принудительном методе реструктуризации.

Вообще же, как заявляет Александр Вознесенский: "В рамках своей деятельности АРКО отработало практически все возможные механизмы взаимодействия государства с банковским сектором в кризисных ситуациях. Мы и как конкурсный управляющий при банкротстве, и как антикризисный управляющий, и как аудиторы, и как специалисты по работе с недвижимостью и по работе с проблемными активами. И поэтому сегодня агентство является достаточно уникальной структурой в руках государства. При желании его можно моментально переналадить на любые задачи, которые стоят сегодня перед государством во взаимоотношениях с банковским сектором. Другое дело — нужно это государству сегодня или нет. Это уже вопрос к правительству, законодателям, Центробанку".

Наиболее часто и громко обсуждаемые варианты дальнейшей деятельности АРКО — это гарантирование вкладов и выполнение функции корпоративного ликвидатора. И то и другое — вещи крайне необходимые для экономики страны. Уж не говоря о том, что одним из условий вступления России в ЕС является наличие системы гарантирования вкладов населения.

В АРКО уверены, что могут совмещать обе эти функции. Во всяком случае, в концепции реформирования банковского сектора, совместно подготовленной правительством и Центробанком, уже определено придание агентству функции корпоративного ликвидатора.

Институт конкурсных управляющих — частных лиц уже давно доказал свою недостаточную эффективность. Частный конкурсный управляющий — физическое лицо, подверженное всем внешним влияниям. На него можно надавить, его можно купить, он может ошибаться. При этом он может использовать только тот технический инструментарий и интеллектуальный потенциал, который существует в данном ликвидирующемся банке. Кроме того, ни для кого не секрет, что зачастую у нас конкурсный управляющий ангажирован владельцами банка, который этот конкурсный управляющий должен банкротить.

Корпоративный ликвидатор отвечает за последствия своей деятельности всем своим имуществом (уж по крайней мере это больше куцей собственности конкурсного управляющего — физического лица). Кроме того, за корпоративным ликвидатором будет стоять весь творческий и технический потенциал этой структуры — юристы, специалисты по работе с активами, антикризисные управляющие. Это уже совершенно другой качественный уровень проведения процедуры банкротства. Учитывая опыт предыдущей деятельности АРКО, агентство вполне готово к выполнению подобных обязанностей.

А вот что поражает, так это альтруистическая позиция АРКО в отношении системы гарантирования вкладов. "Если нас попросят или прикажут помочь в создании такой структуры интеллектуальным потенциалом, передачей опыта — мы окажем любую помощь, лишь бы система заработала", — заявил Александр Вознесенский.

Как известно, преимуществом АРКО при наделении его функциями корпорации по гарантированию вкладов всегда назывались те самые 11 млрд рублей, которые уже почти вернулись агентству после реструктуризации банков. И очень интересно, так ли легко агентство отдаст эти деньги будущей Корпорации по гарантированию вкладов, как легко оно согласно поделиться своим интеллектом.

Как бы там ни было, похоже, что конъюнктура кулуарных отношений сейчас складывается таким образом, что функция гарантирования вкладов АРКО все-таки не достанется. И главной задачей агентства все-таки будет — банкротить банки.

Кстати, в связи с будущей участью АРКО как корпоративного ликвидатора интересную идею высказал главный эксперт Центра экономического анализа Интерфакса Михаил Матовников. По его мнению, агентство вполне могло бы выступить организатором вторичного кредитного рынка и таким образом позаботиться о краткосрочной ликвидности российских банков.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.