ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




ВедомостиВедомости
МПС консолидирует деньги
В Транскредитбанке

Светлана Петрова
Анна Щербакова
Ведомости

15 июня 2001



         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Министерство путей сообщения консолидирует свои финансовые потоки и наводит порядок в системе своих банков. В ближайшее время Транскредитбанк - головной банк МПС - купит контрольный пакет банка "Балтийский", принадлежащего Октябрьской железной дороге.

         Банк "Балтийский" зарегистрирован в 1994 г. , активы на 1 мая - 4,1 млрд руб. , собственный капитал - 402 млн руб. Акционеры - Октябрьская железная дорога (74% ) и Балтийский торговый дом (25% ), частные лица (1% ).

         Транскредитбанк (ТКБ) был создан в 1992 г. предприятиями ТЭКа и металлургии. За последние полтора года валюта баланса ТКБ выросла с 3 млрд руб. до почти 11 млрд руб. на 1 июня 2001 г. , собственные средства - 1,5 млрд руб.

         Вчера председатель правления "Балтийского" Олег Шигаев объявил о намерении увеличить уставный капитал банка на 200 млн руб. с нынешних 34,4 млн руб. Для этого достаточно решения совета директоров, который, по словам Шигаева, состоится в ближайшее время. Он назвал одним из потенциальных покупателей Транскредитбанк. Президент ТКБ Дмитрий Кормилицын с 1999 г. входит в совет "Балтийского".

         В Транскредитбанке эту информацию не подтверждают. Тем не менее банковские аналитики считают этот альянс прогнозируемым в контексте централизации финансовых потоков МПС на базе Транскредитбанка. По мнению замгендиректора рейтингового агентства "Интерфакс" Михаила Матовникова, покупка акций "Балтийского" - прогнозируемая схема, для логического завершения которой Транскредитбанку имеет смысл консолидироваться также и с Желдорбанком, другим заметным банком из системы МПС.

         "МПС нет смысла иметь много банков, гораздо эффективнее обслуживаться в одном, - говорит Матовников. - На мой взгляд, покупка пакета "Балтийского" обусловлена реформой МПС, которую гораздо проще провести при условии централизации финансовых потоков и консолидации собственности железных дорог в виде акций банков". По его мнению, это начальный шаг по передаче "Балтийского" от Октябрьской железной дороги под контроль МПС. Старший аналитик компании "Рус-Рейтинг " Сергей Тубин не связывает покупку "Балтийского" с реформой МПС, но также объясняет ее попыткой министерства взять под контроль финансовые потоки.

         "Все к этому шло, - говорит Тубин. - Транскредит в последнее время консолидирует активы в регионах (покупает банки, открывает филиалы) и берет на обслуживание все больший объем финансовых потоков региональных железных дорог. Такая задача была перед ним поставлена около двух лет назад, и постепенно он при политической поддержке МПС ее решает".

         В МПС информацию о покупке акций не подтвердили, но и не опровергли. Однако высокопоставленный чиновник министерства подтвердил "Ведомостям", что Транскредитбанку изначально "были даны рекомендации развивать филиальную сеть или приобретать банки на местах, чтобы обеспечить обслуживание всех 17 управлений железных дорог одним банком - для ускорения расчетов между управлениями и МПС". Однако, по его словам, банк сам определяет, каким образом реализовывать эту "рекомендацию". ТКБ уже купил контрольные пакеты акций четырех региональных банков, три из которых входят в АТБ, и до конца года собирается довести число филиалов до 15. Впрочем, как отмечает Шигаев, у ТКБ нет опыта присоединения банков масштаба "Балтийского".

         ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ДЕНЬГИ.

         До 1999 г. головным банком МПС был учрежденный несколькими железными дорогами Желдорбанк. Для ускорения расчетов банки, обслуживавшие министерство, его региональные подразделения и предприятия отрасли, образовали Ассоциацию транспортных банков, в которую вошли около 30 кредитных организаций: в частности, Московский индустриальный банк, вологодский Севергазбанк, Омскпромстройбанк, "Экспресс-Тула", челябинский "Дорожник", Промсвязьбанк, Кузбасстрансбанк, новосибирский Сибакадембанк, красноярский "Кедр", Метракомбанк (Ростов-на-Дону). Такая раздробленность себя не оправдала, и в апреле 1999 г. организации МПС выкупили контрольный пакет акций Транскредитбанка, который официально стал головным банком расчетной системы министерства. В Желдорбанке структуры МПС потеряли контрольный пакет.

РЕКЛАМА

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2017. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.