Почти на равных Одобрено слияние ММБ и "Банка Австрия"
Елена Березанская
Ведомости
10 июля 2001
Акционеры Международного московского банка и "Банка Австрия Кредитанштальт" (Россия) одобрили решение о слиянии путем присоединения "Банка Австрия" к ММБ. После проведения ММБ дополнительной эмиссии структура капитала банка практически не изменится: контрольный пакет в нем сохранят западные банки, а уставный капитал увеличится на 80%.
Акционеры ММБ и "Банка Австрия" приняли решение о слиянии на совместном собрании акционеров 6 июля. Слияние банков станет логическим завершением сделки по покупке немецким банком HypoVereinsbank австрийского Bank Austria Creditanstalt. После покупки HypoVereinsbank стал крупнейшим акционером в двух российских банках - в ММБ (41% ) и в "Банке Австрия" (100% ). В результате было принято решение сделать из двух банков один, оставив марку ММБ. После присоединения "Банка Австрия" ММБ по валюте баланса займет 4 - 5-е место в списке крупнейших российских банков. Крупнейшие акционеры ММБ пожелали сохранить свои доли в банке. Не собираются выкупать эмиссию лишь мелкие акционеры - Industrial Bank of Japan и Сбербанк.
В связи с присоединением "Банка Австрия" структура капитала ММБ изменится следующим образом: HypoVereinsbank AG (Германия) - 43% (ранее 41,03% ), Merita Bank, входящий в банковскую группу Nordea (Финляндия) , - 22% (20,51% ), Eurobank (Франция) - 20% (22,12% ), ЕBRD - 10% (10% ), Industrial Bank of Japan (Япония) - 3% (3,46% ), Сбербанк 2% (2,88% ). Совет директоров ММБ останется без изменений.
Параметры дополнительной эмиссии пока держатся в секрете, однако председатель правления ММБ Илкка Салонен вчера сообщил на пресс-конференции, что акционерный капитал банка увеличится до $100 млн. На сегодняшний день уставный капитал ММБ составляет 1,6 млрд руб. (или около $55 млн). Таким образом, можно сделать вывод, что акционеры вложат в банк дополнительно около $45 млн и уставный капитал будет увеличен на 80%.
Получается, что крупнейшие аудиторские компании оценили стоимость "Банка Австрия" как 80% от стоимости ММБ. Салонен сказал "Ведомостям", что эти расчеты не соответствуют реальному положению вещей. По его словам, сделка имеет сложную структуру и, не зная всех деталей, оценить стоимость банков при сделке невозможно. При этом он отказался назвать точную пропорцию - эта информация станет доступна только после регистрации проспекта эмиссии в ЦБ.
По мнению аналитиков, оценка банков в пропорции 100/80 отвечает их финансовым показателям.
"ММБ - большой, но недокапитализированный. Его капитал - 2,8 млрд руб. при активах 74 млрд руб. В то же время у "Банка Австрия" капитал почти 2 млрд руб. при активах 10,5 млрд руб. Отношение капиталов банков составляет 70%. Получается, что банки оценили практически по капиталам. При этом получилась небольшая премия за "Банк Австрия", которая обусловлена тем, что у него более раскрученная марка", - высказал свое мнение заместитель гендиректора рейтингового агентства "Интерфакс" Михаил Матовников.
При этом аналитик считает, что за марку "Банк Австрия", которая была хорошо раскручена в рамках розничных проектов, платить не стоило: она все равно потеряется.
"ММБ не воспринимается как розничный банк. Ему снова придется инвестировать в марку. Если бы объединенный банк назвали хотя бы "ММБ - Банк Австрия", было бы уже лучше", - сказал Матовников.
За последнее время "Банк Австрия" по темпам роста остатков на счетах физических лиц отстал от своего конкурента-земляка Райффайзенбанка. Если на начало октября 2000 г. , до появления информации о слиянии, сумма привлеченных от населения средств в "Банке Австрия" составляла 1,26 млрд руб. , а в РЗБ - 1,19 млрд руб. , то на начало апреля этот показатель составил 2,2 млрд руб. и 3,2 млрд руб. соответственно. С учетом средств на счетах физических лиц в ММБ (1,57 млрд руб. на 1 апреля) объединенный ММБ все-таки опережает РЗБ, но, чтобы сохранить свои позиции, ММБ потребуется увеличить динамику роста этого показателя.
В объединенном ММБ розничными проектами будет заниматься Елена Сорочан, председателю правления "Банка Австрия". По ее словам, во всех отделениях "Банка Австрия" вывеска пока сохранится и клиентов будут постепенно приучать к мысли, что они обслуживаются не в "Банке Австрия", а в ММБ. Кредитные карты клиентов, выпущенные "Банком Австрия", перевыпускаться не будут до срока окончания их действия. Скоро, по словам Сорочан, банк начнет рекламную кампанию по привлечению вкладчиков уже под маркой ММБ.