ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




ВедомостиВедомости

Будут ли банкротить регионы?
06 декабря 2001
 

        Замминистра финансов Белла Златкис заявила, что ее ведомство предлагает ввести в семи российских регионах, не способных самостоятельно исполнять свои бюджеты, финансовое управление со стороны центра. Сейчас для этого недостаточно проработано законодательство, хотя Бюджетный кодекс предусматривает возможность "внешнего управления".

 

        Пока известны только критерии жесткого, но необходимого решения о введении внешнего управления в регионах. Под них подпадает до 30 субъектов Федерации. При этом о результатах исполнения бюджетов нельзя судить по незавершенному финансовому году, а вводить процедуру внешнего управления региональными финансами необходимо только при наличии пакета законодательных и нормативных документов. Заявление Златкис способствует решению очевидной проблемы, но только в случае детальной разработки его нормативно-правового обеспечения. Таким образом, прецедент введения внешнего управления в одном-двух регионах необходим при условии подготовки процедуры. В противном случае он может привести к еще худшим результатам, затрагивающим политические основы государства.

        

Андрей Синягин
директор в департаменте консалтинга "Юникон/МС"
 

        Мне кажется, что идея будет реализована. Это было бы абсолютно логично, особенно в условиях построения вертикали власти. На уровне полпредов могут быть организованы структуры, которые мониторили бы состояние регионов и при необходимости брали бы управление на себя. Что же до сроков, то практика показывает: если задача поставлена, с ее решением обычно не задерживаются.

        

Михаил Матовников
заместитель гендиректора РА "Интерфакс"
 

        На наш взгляд - да, будут. А сроки установления и проведения самой процедуры банкротства впрямую зависят от того, как быстро будут утверждены поправки к Бюджетному кодексу, над которыми сейчас работает Минфин. Установление процедуры банкротства регионов необходимо. В этом мы видим ряд положительных моментов для регионов, которые могут оказаться в этой ситуации. Во-первых, назначение профессиональных кадров в качестве внешних управляющих позволит изменить существующую систему распределения бюджетных средств и контроля за их целевым использованием. Во-вторых, наличие процедуры банкротства повысит уровень ответственности глав региональных органов власти при выборе состава кабинета министров на местах.

        

Светлана Романова
гендиректор ООО "Пачоли. Аудиторская компания"
 

         О необходимости принять соответствующие законы много говорят в Минфине, вдобавок этого требует Бюджетный кодекс. Так что в любом случае законопроект о внешнем управлении финансами регионов будет принят. Другой вопрос, для чего это нужно. Применить эту меру к большому количеству регионов - вряд ли здравая мысль. Эта мера хороша как угроза. С ее помощью Минфин наконец сможет воздействовать на регионы, которые не исполняют Бюджетный кодекс. Может, один-два региона обанкротят. Хотя технически процедура очень сложна. Буду рад за Минфин, если ему удастся это сделать. По моим оценкам, для проработки законодательных вопросов нужно год-полтора минимум. Правда, непонятно, в каком состоянии находится положение дел в Минфине. Может, уже пару месяцев они работают над вопросом. В любом случае не уверен, что в ближайшее время Казначейство технически сможет ввести внешнее управление в каком-либо регионе.

        

Феликс Эйгель
руководитель направления государственных и муниципальных финансов EA-Ratings
 

        Вряд ли правительство всерьез заинтересовано в том, чтобы непосредственно управлять бюджетами финансово несостоятельных регионов. Ведь это как с медведем целоваться: удовольствия на грош, а неприятностей не оберешься. Следовательно, акция Минфина носит скорее моральный характер и направлена на то, чтобы регионы сами повышали эффективность своей бюджетной системы. Но если и это не поможет, правительство вполне способно найти юридическое решение и ввести в паре-тройке "особо отличившихся" субъектов Федерации внешнее управление бюджетом, чтобы остальные, что называется, "прочувствовали" ситуацию.

        

Игорь Игошин
член комитета Госдумы по бюджету и налогам
 

         Очевидно, что банкротить регионы исполнительной власти крайне невыгодно по политическим причинам. С одной стороны, в настоящее время в бюджете достаточно средств для поддержания стабильности в социальной сфере и даже небольшого увеличения расходов на социальные нужды. А нестабильность, даже в некоторых регионах, может повлиять на популярность власти в стране. С другой стороны, помощь центра - это мощнейший политический рычаг, который федеральная власть сможет и обязательно будет использовать во взаимоотношениях с региональной властью. Это тот самый "метод пряника", который поможет переубедить нелояльных к центральной власти лидеров.

        

Александр Фомин
замначальника департамента клиентского обслуживания и операций на корпоративном рынке Союзобщемашбанка
 

         Для того чтобы привести в чувство те регионы, которые проводят "неправильную" бюджетную политику, федеральный центр имеет на сегодня наиболее действенный инструмент - трансферты. Достаточно перекрыть финансирование из федерального бюджета, чтобы добиться от нарушителей выполнения их обязательств в финансовой сфере.

        

Дмитрий Дружинин
главный аналитик ИК "Проспект"
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.