|
Будут ли банкротить регионы?
Замминистра финансов Белла Златкис заявила, что ее ведомство предлагает ввести в семи российских регионах, не способных самостоятельно исполнять свои бюджеты, финансовое управление со стороны центра. Сейчас для этого недостаточно проработано законодательство, хотя Бюджетный кодекс предусматривает возможность "внешнего управления". |
|
Пока известны только критерии жесткого, но необходимого решения о введении внешнего управления в регионах. Под них подпадает до 30 субъектов Федерации. При этом о результатах исполнения бюджетов нельзя судить по незавершенному финансовому году, а вводить процедуру внешнего управления региональными финансами необходимо только при наличии пакета законодательных и нормативных документов. Заявление Златкис способствует решению очевидной проблемы, но только в случае детальной разработки его нормативно-правового обеспечения. Таким образом, прецедент введения внешнего управления в одном-двух регионах необходим при условии подготовки процедуры. В противном случае он может привести к еще худшим результатам, затрагивающим политические основы государства. |
Андрей Синягин директор в департаменте консалтинга "Юникон/МС"
|
Мне кажется, что идея будет реализована. Это было бы абсолютно логично, особенно в условиях построения вертикали власти. На уровне полпредов могут быть организованы структуры, которые мониторили бы состояние регионов и при необходимости брали бы управление на себя. Что же до сроков, то практика показывает: если задача поставлена, с ее решением обычно не задерживаются. |
Михаил Матовников заместитель
гендиректора РА "Интерфакс"
|
На наш взгляд - да, будут. А сроки установления и проведения самой процедуры банкротства впрямую зависят от того, как быстро будут утверждены поправки к Бюджетному кодексу, над которыми сейчас работает Минфин. Установление процедуры банкротства регионов необходимо. В этом мы видим ряд положительных моментов для регионов, которые могут оказаться в этой ситуации. Во-первых, назначение профессиональных кадров в качестве внешних управляющих позволит изменить существующую систему распределения бюджетных средств и контроля за их целевым использованием. Во-вторых, наличие процедуры банкротства повысит уровень ответственности глав региональных органов власти при выборе состава кабинета министров на местах. |
Светлана Романова гендиректор ООО "Пачоли. Аудиторская компания"
|
О необходимости принять соответствующие законы много говорят в Минфине, вдобавок этого требует Бюджетный кодекс. Так что в любом случае законопроект о внешнем управлении финансами регионов будет принят. Другой вопрос, для чего это нужно. Применить эту меру к большому количеству регионов - вряд ли здравая мысль. Эта мера хороша как угроза. С ее помощью Минфин наконец сможет воздействовать на регионы, которые не исполняют Бюджетный кодекс. Может, один-два региона обанкротят. Хотя технически процедура очень сложна. Буду рад за Минфин, если ему удастся это сделать. По моим оценкам, для проработки законодательных вопросов нужно год-полтора минимум. Правда, непонятно, в каком состоянии находится положение дел в Минфине. Может, уже пару месяцев они работают над вопросом. В любом случае не уверен, что в ближайшее время Казначейство технически сможет ввести внешнее управление в каком-либо регионе. |
Феликс Эйгель руководитель направления государственных и муниципальных финансов EA-Ratings
|
Вряд ли правительство всерьез заинтересовано в том, чтобы непосредственно управлять бюджетами финансово несостоятельных регионов. Ведь это как с медведем целоваться: удовольствия на грош, а неприятностей не оберешься. Следовательно, акция Минфина носит скорее моральный характер и направлена на то, чтобы регионы сами повышали эффективность своей бюджетной системы. Но если и это не поможет, правительство вполне способно найти юридическое решение и ввести в паре-тройке "особо отличившихся" субъектов Федерации внешнее управление бюджетом, чтобы остальные, что называется, "прочувствовали" ситуацию. |
Игорь Игошин член комитета Госдумы по бюджету и налогам
|
Очевидно, что банкротить регионы исполнительной власти крайне невыгодно по политическим причинам. С одной стороны, в настоящее время в бюджете достаточно средств для поддержания стабильности в социальной сфере и даже небольшого увеличения расходов на социальные нужды. А нестабильность, даже в некоторых регионах, может повлиять на популярность власти в стране. С другой стороны, помощь центра - это мощнейший политический рычаг, который федеральная власть сможет и обязательно будет использовать во взаимоотношениях с региональной властью. Это тот самый "метод пряника", который поможет переубедить нелояльных к центральной власти лидеров. |
Александр Фомин замначальника департамента клиентского обслуживания и операций на корпоративном рынке Союзобщемашбанка
|
Для того чтобы привести в чувство те регионы, которые проводят "неправильную" бюджетную политику, федеральный центр имеет на сегодня наиболее действенный инструмент - трансферты. Достаточно перекрыть финансирование из федерального бюджета, чтобы добиться от нарушителей выполнения их обязательств в финансовой сфере. |
Дмитрий Дружинин главный аналитик ИК "Проспект"
|
|
|
|