Малые сети пошли в рост
Елена Виноградова
Ведомости
2 августа 2001
Наравне с крупными розничными сетями в Москве в этом году начали развиваться и сети небольшие. Даже те из них, кто несколько лет с момента образования провел "в спячке", заявляют о намерении открывать новые магазины. Их активность, помимо роста столичного рынка, вызвана приходом в Россию крупных иностранных сетей.
По данным отдела маркетинга компании "Сервис Плюс", работающей в области автоматизации торговли, сейчас в Москве 25 продуктовых сетей с количеством магазинов от трех до 10. Восемнадцать из них имеют по 3 - 5 магазинов. "Практически все такие сети заявили в этом году о намерении открывать новые магазины", - говорит президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков.
Например, производящая вина компания "Арома" к 15 винным магазинам своей сети "Ароматный мир" до конца года планирует прибавить еще 20. Сеть "Патэрсон", в которую сейчас входит пять супермаркетов, собирается увеличить свою сеть еще на четыре магазина, а в Люберцах и Бирюлеве она начала строительство торговых центров площадью соответственно в 6000 и 12 000 кв. м. Сеть "Магнолия" вдобавок к своим четырем супермаркетам откроет еще два. Сеть дискаунтеров "Нестеровский" к 13 дискаунтерам, большая часть которых была открыта в этом году, до конца года рассчитывает добавить еще 24 магазина, сообщил маркетолог сети Герман Кузнецов. По его словам, сейчас осуществляются минимальные вложения в ремонт и оборудование магазинов. "Конкурентная среда поджимает. Сейчас главное - дать низкие цены. Вырастем, а затем будем думать об имидже", - говорит он.
Сами компании отказываются назвать объем инвестиций в свое развитие и их источник, но большинство отмечает, что частично они вкладывают собственные средства, частично - кредитные. Специалисты оценивают вложения в хорошо оборудованные торговые центры из расчета $700 - 1000 на 1 кв. м. Открытие дискаунтера может обойтись минимум в $60 000.
По мнению аналитика компании "Тройка Диалог " Андрея Иванова, банки должны были бы охотно кредитовать розничные сети. С ним согласен заместитель гендиректора рейтингового агентства "Интерфакс" Михаил Матовников - ритейл, считает он, привлекателен тем, что оборот не зависит от нескольких крупных сделок, а значит, стабилен. Залогом могут служить и помещение, и товары.
Небольшие сети скрывают своих кредиторов, но известно, что с крупными работает, например, Внешторгбанк, МДМ-банк, "Дельта-Капитал".
Активное расширение небольших продуктовых сетей, по мнению наблюдателей, вызвано главным образом боязнью компаний потерять свой бизнес после прихода на рынок западных сетей.
В Москве уже начали работать немецкая сеть Metro и голландская Spar. А немецкая Ava и французская Auchan собираются открыть здесь свои магазины в следующем году. Еще несколько сетей изучают возможности российского рынка.
В этой ситуации небольшие московские сети используют оставшееся время, чтобы раскрутить свои марки и повысить их инвестиционную привлекательность. По мнению руководителя российских программ Европейского торгового института (EHI) Олега Войцеховского, открывая магазины, компании декларируют, что их человеческих и организационных ресурсов достаточно, чтобы развивать бизнес.
Вполне возможно, у них есть шанс привлечь инвесторов. По данным Войцеховского, многие консультанты сейчас предлагают мультипрофильным компаниям инвестировать в ритейл, в том числе в раскрученный брэнд.
Как сообщил "Ведомостям" представитель одного из региональных венчурных фондов, рассматривающего возможность инвестирования в какую-либо столичную розничную продовольственную сеть, ритейл попадает в категорию стабильного рынка со среднесрочной отдачей, а инвестиционный портфель обычно стараются распределить именно в этих рамках. Другим преимуществом ритейла в глазах инвестора, по мнению Зуйкова, должно являться то, что в случае необходимости этот бизнес в Москве можно легко продать.