Увеличение притока иностранных инвестиций в нашу страну и укрепление дружественных связей с мировым бизнесом - вопрос амбиций нынешнего кабинета министров. Упреки иностранных инвесторов в недостаточности предпринимаемых правительством мер в банковской и таможенной сферах не единственная головная боль премьера. Даже при наличии законодательной базы в России пока не совсем хорошо знают, как эти красивые законы исполнять.
По окончании заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) премьер правительства Михаил Касьянов светился от гордости за себя и за свой кабинет. Приток иностранных инвестиций в страну увеличился, зарубежные бизнес-партнеры ходом реформирования законодательства в целом довольны. Но только в целом. Касьянова несколько смутил вопрос журналистки о серьезно мешающих иностранному бизнесу правительственных постановлениях # 601, вводящем обязательную маркировку товаров, и # 988, требующем регистрировать новые продукты. Пользуясь этими постановлениями, местные и региональные власти могут фактически легально вводить различные акцизные и аналогичные им средства маркировки, естественно, на "добровольной" основе. В свою очередь, это ведет к повышению розничных цен и снижению инвестиционной активности. По мнению иностранных инвесторов, существование этих подзаконных актов противоречит курсу правительства на дебюрократизацию экономики.
Не в меньшей степени беспокоит инвесторов и несовершенство таможенных процедур. Компании, внесенные в так называемые белые списки законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, не хотят подвергаться тем же жестким процедурам таможенного контроля, что и сомнительные импортеры. Волнует иностранных бизнесменов и существенные различия в механизмах сертификации Госстандарта и таможенных органов. Как считают инвесторы, эти противоречия порождают злоупотребления со стороны чиновников и создают дополнительные сложности в процессе оформления товаров.
Одной из наиболее болезненных сфер, по мнению иностранцев, остается банковская система. Именно в этом секторе России особенно недостает иностранного капитала. Существующая диспропорция между государственными и частными банками и затянувшийся переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности по-прежнему являются камнем преткновения во взаимоотношениях инвесторов и российской исполнительной власти. Кроме того, иностранный бизнес настаивает на том, чтобы банкам-нерезидентам разрешили открывать филиалы в России вместо дочерних предприятий. Выдача кредитов через дочерние предприятия, с одной стороны, уменьшает возможности контроля за его использованием, объясняет позицию инвесторов замгендиректора РА "Интерфакс" Михаил Матовников, а с другой - ограничивает сам размер кредита из-за существующих в России обязательных соотношений между максимальным размером кредита и размером уставного капитала банка.
Очевидно, что правительству еще придется немало потрудиться для создания действительно благоприятного инвестиционного климата и увеличения притока инвестиций, если они действительно необходимы для российской экономики. Однако кабинет министров пока не очень хорошо представляет, что делать даже с уже принятыми законами. Касьянову на Консультативном совете пришлось открыто признать, что Россия столкнулась с новой для себя проблемой - как применять законы, которые разрабатываются на основе норм и принципов, действующих в развивающихся странах. На КСИИ было даже решено создать специальный совет по выработке механизмов и координации действий по применению законов. Опасения Михаила Касьянова действительно имеют серьезные основания. Несмотря на рост инвестиций в российскую экономику (почти на 40% за первое полугодие 2001 года по сравнению с соответствующим периодом 2000-го), иностранные капиталы пока вкладываются главным образом в торговлю и общественное питание. Это происходит прежде всего потому, что вложение денег в эти отрасли приносит быструю прибыль и поэтому является менее рискованным для инвесторов, которые пока еще не до конца уверены в стабильности российской экономики.